Часто родители говорят: не буду читать эту сказку ребенку, она ужасная. В чем ужас – в жестокости, там все друг друга убивают или съедают; в глупости – герои творят непонятно что; в отсутствии какой бы то ни было логики – «крокодил море синее тушил пирогами и блинами…»; в «неправильных» моделях поведения - а вдруг мой ребенок будет за ними повторять. Своими ушами слышала: Карлсон – хулиган, он моего ребенка плохому научит))
Однако каждый из приведенных вариантов имеет большой смысл для развития ребенка.
- Жестокость. Начнем с того, что сказки в их самом первоначальном варианте детям не читают. Вот они действительно жестоки. Для детей существуют адаптированные версии. Но даже в них есть съеденные колобки и козлята, расчлененные царевичи и сожженные ведьмы. Если мы смотрим на сказку как на архетипическую историю, разворачивающуюся в рамках одной психики, то смерть персонажа выглядит вполне естественно. Если ведьма представляет собой страх (вполне определенный страх), то ее смерть говорит о том, что именно этот страх будет побежден окончательно и бесповоротно. Именно поэтому ребенок просит читать сказку много раз, чтобы убедиться, что ведьма точно умрет. Если же героя убивают, а потом он чудесным образом воскресает, то это поможет ребенку понять (скорее, почувствовать), что после неудачи, провала, можно жить дальше, и даже лучше прежнего, что поражение – неотъемлемая часть пути к победе.
- Глупость и отсутствие логики. Это нам, взрослым, кажется, что это глупость, недостойная внимания. У детей все по-другому. Чтобы понять, что такое хорошо (сухо, тепло, сыто, комфортно), ребенок должен ощутить холод, сырость, голод, дискомфорт. Способность различать «хорошее» и «плохое» закладывается в младенчестве. Именно на этой основе формируется личность, способность осознавать свои чувства, потребности, границы и отличать их от состояния других людей. Так вот, «глупые» сказки, и так называемые нелепицы позволяют ребенку развивать дальше эту способность, оттачивать восприятие реальности, отличать реальное от фантазийного, рациональное от иррационального, хорошее от плохого. Сказки содержат в себе такой опыт, с которым ребенок никогда не столкнется в жизни, особенно если мир, созданный взрослыми, является однозначно правильным и рациональным.
- Хулиганство. Сюда, скорее, относятся авторские произведения. «Вредные советы» Григория Остера, книги Астрид Линдгрен, и наверняка книги множества современных авторов. Я, увы, затрудняюсь их назвать, но не сомневаюсь, что такие книги есть. А как им не быть? Многие дети придумывают себе воображаемых друзей. У моего сына лет в пять был «скверный друг Олег». Это совершенно необходимая история: воображаемый друг это своего рода тень ребенка, в которую помещается все то, что самому ребенку недоступно в силу его характера или наложенных родителями ограничений. Воображаемые друзья могут быть озорными, или даже хулиганистыми, невоспитанными, смелыми, самостоятельными. Они могут врать, плохо учиться, брать чужое, спорить со старшими, питаться одними конфетами… Такие «друзья» или герои книг помогают ребенку соединиться с этим опытом, побыть «плохим», не рискуя быть наказанным или осуждаемым. Поверьте, никогда ребенок не будет творить то, что «делает» его воображаемый друг, хотя бы потому, что ребенок уже об этом рассказал, то есть прожил эту историю, представил себе во всех деталях, как это было, то есть переработал свой внутренний импульс.
Write a comment