Информация о дате, месте, времени и стоимости публикуется на главной странице в разделе НОВОСТИ. Тем не менее, Вы можете в любое время записаться на любой семинар через форму обратной связи, и я обязательно свяжусь с Вами. Вы также можете договориться о проведении семинара по вашему выбору в индивидуальном формате.
Что такое сказочные семинары и как они проходят, читайте здесь
Девушка и медведь
На этом семинаре мы будем говорить о способности приблизиться к своей инстинктивной природе, соединиться с ней, почувствовать древние энергии и напитаться ими. Без соединения с этой инстинктивной частью , без принятия ее даров невозможен дальнейший путь. Вместе с героиней нашей сказки нам предстоит получить «ключи, у которых что ни попроси – все дадут». В самой глубинной точке внутреннего путешествия, в столкновении с пугающими архетипическими фигурами мы чувствуем страх и трепет. Но наградой тому, кто выжил, кто оказался чутким и гибким, станут ключи, открывающие те двери, о существовании которых мы, возможно, и не подозревали. А, может быть, просто не решались их открыть.
Клубок шерсти
Можно ли следовать за нитью, спряденной не тобой, не для тебя? Чужая нить в руках – опасность или шанс? Порой возникает ощущение, что мы проживаем не свою, а чужую жизнь, стремясь выполнить наказы родителей, удовлетворить желании детей, или просто потому, что чужая жизнь кажется легче и слаще. О том, куда может завести чужая нить, как спрясть свою и не упустить ее из рук, мы будем говорить на семинаре.
«Жила - была пара. Муж умер. Жена сделала три горшка и положила сушить на печь…»
В самой первой строчке этой сказки – целая история. Жизнь, утрата, жизнь после утраты. Эта новая жизнь начинается с делания, созидания. Созидательная работа постепенно приводит к восстановлению и полноте. Проживая эту сказку, мы можем встретиться с архетипом Великой Матери, с ее порождающим, питающим аспектом. Обращение к здоровому материнскому инстинкту, способность открыть в себе эту сторону личности позволяет «накормить» и себя, и других, «ибо то, что человек делает для других, он делает и для себя тоже» (С. Биркхойзер- Оэри, Мать. Архетипический образ в волшебной сказке»).
«Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная…»
Эту сказку большинство из нас знает с детства. О чем она была для нас тогда? О чем она сейчас? Мы можем поговорить о своей «избушке» - о том пространстве с теплой печкой, которое дает нам защиту и покой – пространстве не только физическом, но и психическом. Потеря этого места болезненна так же, как и любая другая утрата. «О чем, зайчик, плачешь?» - спрашивают героя. И раз за разом он рассказывает свою историю. Вместе с ним и мы погружаемся в глубины его горя. О чем же мы плачем вместе с зайчиком? О потере себя настоящего в погоне за чем-то ярким? Об утрате душевного покоя? О неспособности и невозможности быть слабым, уязвимым, чутким – ведь жизнь требует от нас совсем иного. О желании казаться сильным, значимым и безупречным, и о тайном страхе быть разоблаченным. Не так ли дети изо всех сил стараются оправдать ожидания родителей, которые поднимают планку все выше? Не плачет ли где-то внутри маленький зайчик, которому не осталось места? Дети становятся взрослыми, а вот зайчик… сможет ли он вернуться домой?
На семинаре мы будем читать и проживать южно-афиканскую сказку "Замшелая шкура". Шкуру, надетую отцом, снять невозможно. Она давит на плечи, не дает возможности жить и дышать. Многие проводят в такой шкуре всю жизнь, не задумываясь о том, что, наверное, есть способ ее снять и получить свободу. Освободить себя от отживших свое установок, от родительских ожиданий, найти свой собственный путь, признать свою ценность, перестать жертвовать собой. Когда ты в шкуре, нет места спонтанности, творчеству, сексуальности - все это под запретом. Зато есть огромное чувство долга и вины, ощущение собственной неполноценности и опустошенность. Что же нужно для того, чтобы однажды шкура упала с плеч и пришла свобода жить, творить,любить?
На семинаре мы будем читать испанскую сказку «Девушка-безручка». Она несколько отличается от широко известной сказки братьев Гримм, имеющей такое же название, но суть остается неизменной. Мы будем говорить о том состоянии, когда мы остаемся «без рук», не можем заботиться о себе привычным способом, и вынуждены пускаться в путь, полный опасностей. В этой беспомощности заключена огромная сила. Мы учимся терпеть и находить предел терпению. Мы учимся ждать и доверять, видеть и чувствовать подлинную ценность бытия. Это сказка о путешествии женской души. Такое путешествие совершается не один раз. Цель его – вернуть утраченные руки, дабы вновь обрести власть над своей жизнью. Вместе с героиней сказки мы шаг за шагом пройдем этот путь.
Сновидение
«Я иду босиком по мартовскому колючему и льдистому снегу. Навстречу идут тепло одетые люди, они смотрят на меня с удивлением, я улыбаюсь им, дерзко и вызывающе. Потом опускаю глаза и вижу, что ноги мои окровавлены, изрезаны льдом, но я не чувствую боли. Я иду мимо павильонов со свежей выпечкой. Запах манит меня, но я не останавливаюсь – пусть едят те, кто тепло одет и обут. Передо мной река, а на другом берегу замок. Мне надо туда. Река покрыта таким же колючим снегом, как берег. Я с трудом понимаю, где заканчивается суша и начинается река. По реке идти страшно – я боюсь, что лед может быть непрочным. Я оглядываюсь в поисках моста – его нет. Тогда я ступаю на лед…»
В сновидениях к нам иногда приходят образы, восходящие к образам сказочных героев. В этом сновидении нам отчетливо видится Герда, спешащая на помощь Каю. Холод, голод и боль ее не останавливают. Ее цель – замок за рекой. Маленькая девочка в своем путешествии становится храброй, выносливой и терпеливой. А может быть, это сама Снежная королева? Контакт с земным, реальным причиняет ей боль, но она выше этого. Поэтому и улыбается вызывающей улыбкой, как бы говоря: не замечать страдания это удел избранных, а вам, тепло одетым, заботящимся о себе это не доступно.
Образы Герды и Снежной королевы сливаются, перетекают друг в друга, и это не удивительно. В каждом из нас есть и та, и другая. Обе они нужны и важны нам, они помогают двигаться вперед, защищают от невыносимого, пробуждают чувства и способность ценить жизнь во всех ее проявлениях. Впрочем, не только они, но и все остальные – и маленькая разбойница, и старушка-цветочница, и финка с лапландкой. Встреча с ними ждет нас на семинаре.
Отчуждение от природной сути, как пишет юнгианский аналитик Дональд Калшед, это по-видимому, необходимая и неизбежная расплата за становление сознания. Но все же где-то глубоко внутри остается нечто, «частица первоначального единства, которая жаждет вернуться к той великой духовной реальности, из которой мы вышли, и о которой забыли. Этот отблеск божественного сияния мы называем душой».
Проживая эту сказку, мы сможем найти и соединить те части души, благодаря которым жизнь перестает быть чередой событий и превращается в поток, наполненный чувствами и переживаниями, оживают эмоции и возвращается любовь.
«Жили когда-то сестра и брат. Когда их отец узнал, что смерть приближается, он позвал свою дочь и сказал ей: «Все, что твой брат захочет, ты должна дать ему». – И он умер.
Когда их мать была при смерти, она сказала своей дочери: «Все, что твой брат захочет, ты должна разрешить ему».Так, с родительского благословения совершаются глупые, нелепые и даже опасные поступки, которые, кажется, ведут к неминуемой гибели, а на самом деле приводят к большой удаче. Мы можем подумать о той внутренней фигуре, которая заставляет нас совершать несвойственные нам поступки, как будто в обход сознания. Иногда это становится единственным способом выжить, измениться, свернуть с привычного пути, подняться к новым высотам. Очень трудно научиться доверять своей интуиции, действовать так, как подсказывает невидимый внутренний голос. Трудно разрешить себе не просчитывать последствия своих действий, особенно если речь идет о разрушении старого и привычного. Итак, проживая эту африканскую сказку, мы поговорим о ригидных установках, о способах и возможностях отказа от них, об обретении веры в себя, об открытии и принятии в себе нового, неизвестного.